Информационная карта

17.04.2011 13:18 МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ - Проектная деятельность
Печать

Проектная деятельность

ИНФОРМАЦИОННАЯ  КАРТА

о внедрении педагогической инновации

Управление образования  Агаповского муниципального района Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Магнитная средняя общеобразовательная школа

 


 

№ п/п

Учебная деятельность

 

1.

Наименование инновации

Развитие самостоятельности, формирование гражданских компетентностей учащихся через проектную деятельность в обучении и социальное проектирование

 

2.

Сущностная характеристика инновации

Основная идея: метод проектов - это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.

Содержательные и процессуальные аспекты инновации:

l        принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;

l        принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта;

l        деятельностный подход;

l        процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего;

l        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

l        принцип сотрудничества учеников и учителя;

l        комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию ученика;

l        принцип уважения к иной точке зрения;

l        принцип обеспечения ответственности за результат;

l        использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Проектирование – это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).

Суть проектного обучения состоит в том, что ученик в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание учеником конкретных ситуаций, преодоление трудностей; приобщение его к проникновению в глубь явлений, процессов, конструирование новых объектов, процессов и т.д. Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Цели внедрения:

  1. Формирование проектной деятельности, проектного мышления.
  2. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.
  3. Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  4. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
  5. Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
  6. Развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению учеников и учителя.
  7. Развитие важнейших компетенций для современной жизни.
  8. Развитие исследовательских умений.

Содержательные и процессуальные аспекты инновации.

Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале, наряду с ней дети выполняют и другие виды деятельности – учебную, игровую, трудовую, исследовательскую и т.д.  Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

 

3.

Направления внедрения инновации

l        внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения, создающей условия для его индивидуализации, дифференциации, интенсификации, ориентирующей на самообразование, создание разноуровневого ресурса обучения;

l        совершенствование форм организации образовательного процесса;

l        повышение качества образования на основе интеграции информационных, проектных технологий в образовательный процесс;

l        создание модели управления образовательным учреждением с использованием проектной технологии;

l        повышение профессиональной компетентности педагогов.

 

4.

Год начала внедрения инновации

Учебно-методические комплексы по иностранному языку, разработанные авторскими коллективами под руководством Кузовлева А.П., Бим И.Л. включают множество заданий по разработке творческих проектов, поэтому проектная методика  для учителей английского и немецкого языков не новая. И с 2000 года наработан большой материал по подготовке и защите творческих работ ребят.                                  Поэтому в 2004 году было решено разработать педагогическую технологию  «Метод проекта в обучении иностранным языкам». Автор: Войтова Е.М. В 2005 году проводится общешкольная ярмарка – выставка проектных работ учащихся, где можно было не только увидеть  понравившийся проект, но и послушать его защиту, поучаствовать в его защите. В 2006 году в рамках национального проекта «Образование», подпроекта «Информатизация», когда в общеобразовательное учреждение поступает много оргтехники и новые компьютеры, создание и оформление работ учащихся проводится с применением информационно-коммуникационных технологий.

В 2006 году, в апреле учитель английского языка, участвуя в муниципальном конкурсе «Учитель года 2006», защищает педагогическую технологию «Метод проекта в обучении английскому языку», становится призером конкурса, занимая I место.    В октябре 2006 года школа стала муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Развитие самостоятельности учащихся через проектную деятельность». Разработано положение «О проектной деятельности», проведено совещание при директоре школы, определены участники эксперимента. Инновация учителей иностранного языка находит поддержку среди учителей и администрации школы.

 

5.

Текущий этап развития инновации

Проектная технология, пройдя этапы становления и активного формирования, вышла на трансформирующий этап развития. Идет этап собственно внедрения методики, определена типология, расширен спектр использования и создания проектов, разработана программа их внедрения.

(Смотри приложение)

 

6.

Результаты внедрения инновации (с указанием уровня достижения индикативных показателей)

l        школа становится муниципальной опорной площадкой по использованию проектного метода в обучении, воспитании и дополнительном образовании;

l        первое, второе, третье место в муниципальном конкурсе ученических проектов «105-летию Агаповки посвящается». Проекты – победители размещены на сайте школы;

l        создан банк ученических проектов по предметам: иностранные языки, география, русский язык и литература;

l        развитие важнейших компетенций педагогов и учащихся для современной жизни. 80 % педагогических работников, 100 % учащихся 8-9 классов, освоивших информационно-коммуникативные технологии, активно применяют их в проектной деятельности;

l        увеличение численности обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, в том числе социально значимой, до 60 %;

l        увеличение количества педагогов школы, участвующих в инновационных образовательных проектах на муниципальном уровне до 50 %, на областном уровне до 20 %.

 

7.

Позитивные эффекты реализации инновационных образовательных программ

l        формирование проектного мышления;

l        стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов;

l        развитие важнейших компетенций для современной жизни;

l        изменение роли учителя, он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

 

8.

Представление результатов внедрения инновации (с указанием наименования мероприятий, печатной и др.продукции, сроков их проведения, публикации)

2004 г. – учителем иностранного языка Войтовой Е.М. разработана педагогическая технология «Метод проекта в обучении иностранным языкам». Материалы представлены в районный методический кабинет для использования в работе учителями иностранных языков.

2005 г. – общешкольная ярмарка-выставка проектных работ учащихся, где можно было не только увидеть понравившийся проект, но и послушать его защиту, поучаствовать в ней.

Апрель 2006 г. – учитель английского языка Войтова Е.М., участвует в муниципальном конкурсе «Учитель года 2006», защищает педагогическую технологию «Метод проекта в обучении английскому языку», становится призером конкурса, занимая I место.

Октябрь 2006 г. – школа становится муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме «Развитие самостоятельности учащихся через проектную деятельность».

Декабрь 2006 г. – первое, второе, третье места в муниципальном конкурсе проектов «105-летию Агаповки посвящается».

Август 2006-2007 г. – обмен опытом учителей школы по внедрению проектной деятельности на заседаниях районного педагогического сообщества учителей иностранного языка.

Март 2007 г. –районный  семинар учителей технологии на базе нашей школы «Коллективный творческий проект – активная форма сдачи экзамена по технологии»

Январь 2007 г. – участие учителей географии в семинаре на базе ММЦ, сообщении по теме «Проект-реклама на уроках географии».

Апрель 2007 г. – участие в общественных слушаниях «Реализация национального проекта «Образование» в Агаповском муниципальном районе», выставка проектов учащихся МОУ Магнитная общеобразовательная школа.

Июнь 2007 г. – День открытых дверей для руководителей общеобразовательных учреждений, родителей учащихся и общественности Агаповского муниципального района.

Декабрь 2007 г. – семинар учителей математики на базе школы по данной проблеме.

Январь 2008 г. – заседание «Школы администраторов» для заместителей директоров по УВР по теме «Инновационные образовательные программы школы».

Март 2008 г. – районный семинар заместителей директоров по воспитательной работе по теме «Система работы школы по профориентации и трудовому воспитанию через социальное проектирование».

Март 2008 г. – День проектов – подведение итогов проектной деятельности, конкурс проектов.

l        Изданы методические разработки: «Метод проекта в обучении», «От социальной пробы через социальную практику к социальному проекту», буклеты, памятки работающим над созданием проекта.

l        Создан ЦОР «Проектная деятельность учащихся», в котором собраны методические разработки и образцы проектов.

l        Лучшие проекты помещаются на сайт школы.

 

9.

Оценка возможностей распространения инновации (с указанием перечня и особенностей необходимых условий)

Возможности распространения инновации имеются, так как:

- школа является муниципальной экспериментальной площадкой по проектной деятельности;

- проведены семинары для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров по учебной и воспитательной работе, учителей-предметников;

- в школе создана мотивирующая образовательная среда, способствующая самореализации личности и профессиональной деятельности педагогов;

- имеются позитивные результаты.

Для распространения инновации школа имеет возможности презентации опыта через:

- открытые уроки, семинары, педагогические лаборатории, мастер-классы, внеклассные мероприятия на муниципальном уровне;

- работу сайта школы;

- публикации методических разработок и рекомендаций по заявленной тематике, в том числе и на электронных носителях.

Планируется распространение опыта на региональном уровне.

 

10.

Руководители и активные участники работы по внедрению инновации (с указанием полных Ф.И.О., должности и места работы, ученой степени и званий)

Войтова Елена Михайловна — директор школы

Туз Алевтина Петровна — заместитель директора по методической работе

Лозяная Ольга Александровна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Михеева Ирина Борисовна — заместитель директора по воспитательной работе

Казанкина Анна Владимировна — заместитель директора по информатизации

Дусмухаметова Римма Фаляховна — учитель иностранного языка

Юдина Елена Борисовна — учитель математики

Авиленко Наталья Павловна — учитель технологии

Новокрещенова Елена Александровна — учитель технологии


 
Joomla SEO powered by JoomSEF